"В городе Лиде метро не
построят …"
"Над головою Южный Крест
…"
После окончания Минского иняза С.Герасимович
был распределен "по военке", т.е.
был призван в ряды СА и два года
отслужил военным переводчиком в
Мозамбике - далеком африканском
государстве, граничащим с ЮАР. (Помните
знакомое с детства - "Лимпопо"?
Эта река как раз и протекает в
Мозамбике). Вместе с группой советских
военных специалистов С.Герасимович
принимал участие в создании первого в
провинции Иньямбане военного
учебного центра по подготовке
батальонов охраны. Когда-то эти земли
открывал знаменитый Васка да Гама.
Местное предание до сих пор хранит
легенду о том, как проходила первая
встреча туземцев с этим
мореплавателем. Именно здесь, за
тысячи верст от родной Беларуси, были
написаны первые песни, которые С.Герасимович
объединил позднее в цикл "Южный
Крест".
В основном, они посвящались
товарищам по службе, местной "учебке"
и африканскому быту советских военных
спецов. Экзотики хватало -
электричество 3 часа в сутки.
Минометные обстрелы залетной банды.
Мандариновые деревья прямо во дворе.
Преферанс до утра. Невесть откуда
попавший на оружейный склад "максим".
Малярийные кошмары. "Посиделки" с
кубинскими спецназовцами (интернациональный
долг исполняли не мы одни!). Удачное -
без потерь - возвращение батальона из
рейда. Божественная сура (слабый
алкогольный напиток градусов 12,
который, наподобие нашего березового
сока, спускают прямо из кокосовых
пальм). Телефон ТА-56 и рация времен
Великой Отечественной для связи.
Почта раз в месяц или еще реже. Вечно
полупьяный повар-негр Луиш, и
истлевшие сигареты "Столичные",
за которые нужно было платить валютой.
В общем, материала для песен хватало.
Выступая позднее на фестивале
авторской песни в Минске с песнями из
цикла "Южный Крест", С.Герасимович
был удостоен звания лауреата.
Наверное, за экзотику.
"Я диез на нотном стане …"
Движение авторской песни не минуло и
город Лиду. В середине 80-ых была
предпринята попытка создания
городского клуба авторской песни "Диез".
Сергей Герасимович, Николай Анисимов,
Геннадий Зубрицкий, Валерий
Настусевич, Владимир Зюзин, Александр
Андриенко, Александр и Сергей Саутины,
Светлана Иванова стали первыми его
участниками. "Диез" выступал на
фестивалях авторской песне в Гродно и
Минске, давал концерты в воинских
частях, не раз поднимался на сцену ГДК,
Дома офицеров и клуба "Оптик",
организовывал встречи с минскими
бардами и исполнителями. Нужно было
думать о приспособленном помещении
для репетиций, материальной базе
клуба. Наверное, нужно было ходить по
инстанциям, договариваться,
уговаривать. А тут наступило время
перестройки, арендодателей и
арендаторов, талонов на мыло и носки,
афер МММ, и в этой чехарде спонсоров
для "Диеза" не нашлось. С 1991 года
клуб, как неформальное городское
объединение любителей авторской
песни, свое существование прекратил. И
теперь единственным напоминанием о
былых делах клуба осталась знаковая
песня А.Розенбаума, с которой обычно
начинают свои совместные концерты С.Герасимович
и Н.Анисимов: "Я диез на нотном стане,
повышаю на полтона…"
Справедливости ради отметим, что
подобная участь постигла многие
белорусские клубы авторской песни, в
том числе знаменитый минский КСП "Ветразь"
(помещения клуба во Дворце профсоюзов
были экспроприированы "новыми
белорусами" для более прибыльного
бизнеса), практически угас некогда
известный гродненский фестиваль
авторской песни "Зеленый Гран-При".
И все же их не становится меньше -
людей, которым нужна гитара и песня -
как способ самовыражения, как способ
напомнить еще раз о тех самых простых
истинах, на которых стоит мир.
Об учителях
"Самой первой школой стал клуб
самодеятельной песни "Ветразь" в
г.Минске, в состав которого я входил
еще будучи студентом. Выступал на
институтской сцене, парке Горького и
открытых площадках (была такая
обязанность у "ветразевцев" по
выходным дням: нести культуру в массы),
вместе с друзьями пел для строителей
метро и ветеранов во дворце
Белсовпрофа.
Любимые авторы - Б.Окуджава , А.Мирзаян,
Е.Камбурова, дуэт "Иваси" А вообще
главным своим учителем считаю хорошую
литературу. Вне всякой конкуренции
долгие годы для меня остаются И.Бродский
и М.Булгаков. И, боже упаси от всяких
Марининых, Лимоновых и Пелевиных."
О профессии
"Профессия и авторская песня друг
другу не помеха. "Работа есть работа.
Работа есть всегда", - говоря
словами Булата Шавловича. Среди моих
знакомых и друзей, имеющих самое
непосредственное отношение к
авторской песне, тому множество
примеров. В.Невдах возглавляет в
Гродно самое известное в городе
рекламное агентство, минский автор М.Карпачев
- директор крупнейшей фирмы по продаже
и обслуживанию систем
кондиционирования, М.Володин издавал
в Минске газету на английском языке.
Ваш покорный слуга - зам. директора по
маркетингу ЗАО "Каскад".
Это к тому, чтобы не создался этакий
романтический образ адепта
бардовской песни: что-то вроде Дон-Кихота
ХХI века с шестиструнной гитарой или
бородатого бродяги у костра с
палаткой.
Песни
"То ли времена такие, то ли муза
такая попалась, но большинство моих
песен мажорными не назовешь.
Акустическая гитара - инструмент все-таки
камерный, не предполагающий особых
шумовых эффектов. А почему любимая
тональность минор - ответить сложно.
Так же как и разложить по пунктам
процесс создания песни. Говорят, что
ближе всего психологи придвинулись к
тайне творчества, когда разрабатывали
концепцию сублимации. Что-то в этом
есть.
А так - большинство моих песен
написано по старинному принципу "что
вижу, то и пою". Разве в песнях о Лиде
есть что-нибудь незнакомое и
неизвестное лидчанам? Каждый день мы
видим стены замка, толчемся в суете
городского рынка, пьем свое родное "Лидское"
и ни при каких обстоятельствах не
спутаем Париж со Слободой. Может, все
дело в расставленных акцентах,
штрихах, неожиданном ракурсе города,
знакомого нам с детства.
При этом я достаточно критически
оцениваю свои музыкальные и
поэтические возможности. Поэтому
никогда не стремился опубликовать
свои стихи. И все же песня - другое дело.
Ритм, тембр, интонация могут создать
эмоциональный образ, который будет
понятен и близок уже не только тебе
самому, но и совсем незнакомым людям.
Знаю, что мои песни слушают в Минске,
Бресте, Москве, Калининграде, Омске, а
за пределами СНГ- в Англии, Испании,
Штатах и Израиле. Чего большего автору
еще желать?
А вообще, оценить достоинство любой
песни достаточно просто. Если ее поют
другие, значит, песня состоялась."
"Лидская газета" 18.10.2003 г.
По четвергам в баре "Старый
город … "
Не хочу предварять события, но,
кажется, у жителей нашего города
появилась уникальная возможность
придти в это заведение не для того, что
бы просто принять определенную дозу
спиртного, а для того, что бы культурно
отдохнуть.
Именно такую возможность решил
предоставить своим гостям по
четвергам хозяин бара "Старый город"
Юрий Матуйзо. Дело в том, что идея
создания на базе бара "Старый город"
клуба, в котором в определенные дни
недели могли бы собираться близкие по
духу люди, жила в голове Юрия
Ивановича уже давно. Клубный работник
по своей натуре, он давно грезил
мечтой создать в городе хотя бы одно
заведение, в котором интеллигенция
города могла бы хотя бы иногда
собираться для общения. Условия
созданного им бара позволяют
осуществить задуманное. Небольшое,
уютное помещение, легкая ненавязчивая
музыка, вкусная и качественная кухня...
Именно это уютное заведение в
минувший четверг принимало местный
бомонд в рамках подобной программы.
Воплощать задуманное в этот день
помогали нео-фолк группа "Немо" и
хорошо известный в городе бард,
исполнитель своих, и не только, песен
Сергей Герасимович. Было интересно,
весело, уютно. Все пришедшие в этот
день остались довольны. А на ближайшие
четверги программа уже "сверстана".
Может статься, "Старый город"
станет именно тем местом, куда будут
стремиться интеллектуальные люди,
желающие подняться над серостью
будней, встретиться с себе подобными,
пообщаться и просто по-человечески
отдохнуть.
Михаил Ерш
"Принеманские вести" 3
июля 2003 г.
"Это, в общем, жизнь..."
О ней, о жизни, концерт авторской
песни, на который приглашает
гродненцев его ведущий Сергей
Ильюшенко. "В культурной жизни
города - это не просто событие, это
праздник песни и поэзии", - считает
Сергей.
- Впервые за много лет в Гродно
приедут поющие поэты, авторы и
исполнители собственных песен, барды
Николай Анисимов из города-героя
Минска и Сергей Герасимович из города-труженика
Лиды.
Завсегдатаи концертов, слетов и "Зеленых
фестивалей" бардовской песни знают
их имена не понаслышке и знакомы с их
творчеством давно".
Свою авторскую программу Николай
Анисимов и Сергей Герасимович
представят нам впервые. Бывшие
офицеры, они служили когда-то в Лиде. В
конце 80-х - начале 90-х годов в этом
городе собралась удивительная
команда бардов. Потом время разведет
их по разным дорогам, им доведется
многое повидать в жизни. Сегодня
Николай и Сергей -люди сугубо
гражданские, но и на "гражданке"
они живут по законам армейской дружбы
и чести. Чем бы ни были навеяны их
песни, дымом фестивального костра или
армейскими буднями, потешными
сказочными персонажами или образами
из булгаковских романов,
пронзительной грустью и любовью к
единственной и неповторимой - все
пережито ими самими.
Тех, для кого бардовская песня не
символ ушедшей эпохи, а новая ступень
к познанию самих себя, объединит
встреча со старыми друзьями в зале
Гродненской областной филармонии,
которая состоится 15 ноября в 17.00 по
адресу ул. Горновых, 17. В 5 часов вечера
в субботу -"Это, в общем, жизнь..."
Наталья МАКУШИНА
"Биржа информации" 13
ноября 2003 г. №45 2003
|